Fri09202019

Last update06:57:50 AM GMT

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel
Back Страна История: Больше вопросов, чем ответов

История: Больше вопросов, чем ответов

  • PDF

В истории авиапромышленности СССР присутствует несколько заводов - призраков, которые, вроде бы и были, а вроде бы их и не существовало… С чем это связано? Возможно, продукция довольно незначительна, или очень высока степень секретности в определенном историческом периоде работы предприятия?

 

По моей версии, за подобной стеснительностью скрывается что-то нелицеприятное, даже постыдное. О чем в первую очередь предпочитали помалкивать в СССР, когда речь заходила о 1938-1940 годах? — О советско-германском сотрудничестве!.. В том числе научно-техническом, связанном с военной промышленностью. Считается, что первую попытку «инвентаризации» своих интеллектуальных «ресурсов» — высококвалифицированных «зэков»-специалистов руководство НКВД санкционировало 19 июня 1945 года. В тот день было издано распоряжение НКВД № 132 «Об учете специалистов, работающих в лагерях НКВД для военнопленных и интернированных».

Но сотрудничество СССР с Германией началось задолго до этого.
«… Не следует, однако, думать, что после 1933 г всякие связи с Германией в области авиации прекратились. В 1936-37 гг в командировках в Германии побывали конструктор авиадвигателей А. А.&8239;Микулин, начальник Главного управления ГВФ&8239;И. Ф.&8239;Ткачев, некоторые специалисты-аэродинамики ЦАГИ и ВВИА…
Несколько образцов немецких военных самолетов доставили для изучения из Испании. Некоторые… удалось восстановить и испытать в полете и даже провести сравнительные учебные бои с советскими самолетами…
Конечно, все эти эпизодические испытания, командировки и проекты кооперации составляли ничтожно малую долю по сравнению с масштабами сотрудничества с США и Францией основными поставщиками в СССР западного оборудования и авиационных технологий.
Все изменилось в один день 23 августа 1939 г, когда Гитлер и Сталин заключили договор-пакт о ненападении между Германией и СССР… Дополнением к военному союзу явился договор о возобновлении экономического сотрудничества…

…СССР должен был поставлять в Германию кормовые злаки, хлопок, нефть, фосфаты, хромовую и железную руду. Германия в обмен на это обещала знакомить советских технических специалистов со своей промышленностью и, в соответствие с их заказами, доставлять в нашу страну станки и промышленные товары, в том числе и образцы военной техники…
Официальное заключение хозяйственного соглашения с фашистским руководством было формальностью. Новая фаза военно-экономического сотрудничества между СССР и Германией началось сразу же после подписания пакта о ненападении и последовавшего затем захвата Польши. Уже в октябре 1939 г Комиссариат обороны составил предварительный список образцов немецкой военной техники, которые предполагалось купить для изучения. В авиационном разделе списка фигурировали истребители Bf 109 и Не 112, бомбардировщики Do 215 и Не 118, учебно-тренировочные самолеты различных типов, вертолеты фирмы «Фокке-Вульф», двигатели Jumo 211, DB 601, авиадизели фирмы «Юнкерс», разнообразное приборное оборудование и вооружение, причем планировалось приобрести по несколько экземпляров каждого образца. Общая сумма, выделенная для покупки военной техники в Германии, составляло астрономическую величину 1 млрд. немецких марок (РГВА, ф.33987, оп. 3, д.1243, л.61–65: Захаров, с. 280).

Тогда же, в октябре 1939 г, для изучения технических и военных достижений немецкой авиапромышленности и отбора образцов для покупки в Германию выехала многочисленная комиссия во главе с членом ЦК ВКП (б) И. Ф.&8239;Тевосяном. В ее состав входили руководители различных отраслей промышленности, конструкторы, сотрудники научно-исследовательских институтов, военные специалисты.
Большую озабоченность у советских руководителей вызвали сведения о темпах выпуска самолетов в Германии. По оценке помощника начальника НИИ ВВС&8239;И. Ф.&8239;Петрова, немецкие заводы вместе с предприятиями оккупированных Германией Чехословакии и Польши могли при необходимости выпускать 70–80 самолетов в день (Петров И. Ф.&8239;Авиация и вся жизнь. М., 1992, с. 50). Между тем советские авиационные заводы производили 26 боевых самолетов в день.

По рекомендациям побывавшей в Германии делегации в начале 1940 г. через Наркомат внешней торговли был оформлен заказ на немецкие самолеты и оборудование для детального изучения их в нашей стране. Он включал в себя более 100 наименований… Срок поставки большинства изделий составлял 12 месяцев, в некоторых случаях (например, самолет Me&8209;209) 15 месяцев (РГАЭ, ф.8044, оп. 1, д.436, л.21-30)…
Прибывшие в Москву немецкие самолеты и другую авиационную технику направили для изучения в НИИ ВВС, только что созданный Летно-исследовательский институт (ЛИИ), ЦАГИ, ЦИАМ и другие организации, Кроме того, по просьбе НКАП некоторые самолеты совершили перелеты на заводские аэродромы авиационных предприятий в Горьком, Воронеже, Казани, Харькове. Всего в 1940 г. с немецкими самолетами получили возможность познакомиться около 3500 конструкторов и инженеров (РГВА, ф.4, оп. 14, д.2634, л.10)…
Изучение немецкой авиатехники показало также, что самолеты люфтваффе заметно превосходят наши по эксплуатационным качествам… Преимущества немецких самолетов проявлялись не только в удобстве их летной эксплуатации, но и в наземном техническом обслуживании.

В соответствии с рекомендациями Яковлева и других членов делегации, побывавшей в 1939 г. в Германии, для ознакомления конструкторов с последними достижениями зарубежной авиации при ЦАГИ было создано специальное подразделение Бюро новой техники, началось издание справочника “Руководство для конструкторов”. Были приняты меры по усилению научной и экспериментальной базы в конструкторских бюро.
В 1940-41 гг. вопросы развития авиапромышленности рассматривались на каждом заседании Политбюро. 26 января 1940 г., всего через месяц после возвращения первой советской авиационной делегации из Германии, вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) о необходимости резкой интенсификации использования материальных и трудовых ресурсов для развития авиации (РЦХИДНИ, ф.17, оп. 3, д.1019). Авиапромышленность объявлялась приоритетной отраслью. В распоряжение НКАП были переданы десятки предприятий, не имевших до этого никакого отношения к авиации. Одновременно развернулось строительство новых самолето- и моторостроительных заводов… (Самолетостроение в СССР. Кн.2. с. 203)…

Для приобретения станков, экспериментального оборудования и самолетов в Германию зачастили советские авиационные инженеры и производственники…
Основными целями визита было знакомство с изменениями, происшедшими в германской авиапромышленности с конца 1939 г, осмотр последних образцов самолетов и двигателей, приемка заказанных ранее самолетов и размещение новых заказов…
Знакомство с немецкими заводами и авиатехникой позволили сделать выводы, что Германия продолжала наращивать выпуск самолетов и их боевую эффективность. Авиационные заводы были переведены с тактного на конвейерное производство, введена двухсменная работа предприятий.

Соглашение о хозяйственном сотрудничестве предусматривало обмен научно-техническим опытом. Поэтому нашу страну также посещали группы немецких специалистов (РГВА, ф.4, оп. 19, д.69; РГАЭ, ф.8044, оп. 1, д.666, л.72-79)… Самая большая из немецких авиационных делегаций (10 человек) побывала в СССР весной 1941 г. Кое-кто из прибывших уже бывал и даже работал раньше в нашей стране. Это бывший технический директор завода «Юнкерса» в Филях Евгений Шаде, его заместитель, а ныне инженер-генерал германских ВВС Гюнтер Черзих (глава делегации), бывший курсант липецкой летной школы, директор завода фирмы «Маузер» Отто Лосснитцер, полковник люфтваффе Дитрих Швенке, посещавший в 1932 г завод № 22 и ЦАГИ.
Немецким гостям по их просьбе показали 6 авиационных заводов, ЦАГИ, Государственный подшипниковый завод. Немцев познакомили с новейшими образцами серийных самолетов и двигателей: истребителем МиГ-1, бомбардировщиком Пе-2, моторами АМ-35 и М-105…

Контакты СССР с Германией в области авиационного производства и технологии продолжались до самого начала войны. Когда началась война, в командировке в Германии находилось 34 сотрудника Наркомата авиационной промышленности..
…Подробное знакомство с немецкой авиапромышленностью заставило окончательно отказаться от мифа о несокрушимой мощи советской авиации и принять чрезвычайные меры для ее совершенствования. (Самолетостроение в СССР. Кн.2. с. 205).
Существует еще одна загадка, связанная с предвоенной историей авиапромышленности.
Поздней осенью 1940 г. началось истребление руководства наркомата боеприпасов. 23 октября арестован Б. А.Ефремов — начальник 2-го ГУ НКБП СССР.Затем, 11-12 декабря были арестованы три заместителя наркома боеприпасов: М. С.Иняшкин, В. Я.Шибанов и Н. М.Хренков. Летом 1941 года это «дело» переплетается с «делом авиаторов», которое началось в апреле 1941 г. Очередным поводом стали многочисленные аварии, произошедшие в частях дальней авиации. Результатом стало

Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 9 апреля 1941 г. Вина была возложена на четырех человек: наркома обороны Тимошенко, начальника ВВС Красной Армии Рычагова, руководителя дальней авиации Проскурова, начальника отделения оперативных перелетов Миронова. 10 мая 1941 г. Политбюро ЦК ВКП (б) была признана неудовлетворительной боевая подготовка ВВС Орловского и Московского военных округов, и 15 мая вышел приказ НКО СССР № 0026 о снятии с должностей «за неудовлетворительное руководство и срыв боевой подготовки в частях ВВС в зимний период 1940–1941 гг.» командующих ВВС МВО (П. И.Пумпур) и ОрВО (П. А.Котов), командиров ряда авиадивизий и полков.
18 мая 1941 г. был арестован начальник Научно-испытательного полигона авиационного вооружения ВВС Красной Армии полковник Г. М.Шевченко. Начальник НИИ ВВС, комбриг Н. Н.Бажанов, был расстрелян в 1938 г. Постановление об отстранении следующего начальника НИИ ВВС генерал-майора А. И.Филина от должности начальника НИИ ВВС Политбюро ЦК приняло 6 мая 1941 г., приказ НКО о предании начальника НИИ ВВС суду военного трибунала вышел 31 мая.

30 мая 1941 г. были также арестованы нарком боеприпасов И. П.Сергеев и его заместитель А. К.Ходяков. В тот же день, 30 мая 1941 г. арестован генерал-майор авиации Э. Г.Шахт — помощник командующего ВВС Орловского ВО.
31 мая 1940 г. арестован генерал-лейтенант авиации П. И.Пумпур — начальник Управления боевой подготовки ВВС РККА, затем — командующий ВВС Московского ВО.
4 июня 1941 г. арестован генерал-майор авиации П. П.Юсупов — заместитель начальника штаба ВВС РККА. В тот же день, 4 июня 1941 г. арестованы два начальника отделов Научно-Испытательного полигона авиационного вооружения ВВС Красной Армии: С. Г.Онисько и военинженер 1-го ранга В. Я.Цилов.
7 июня 1941 г. арестован нарком вооружений Б. Л.Ванников. В тот же день, 7 июня арестован генерал-майор авиации А. А.Левин — заместитель командующего ВВС Ленинградского военного округа. 8 июня 1941 г. арестован генерал-инспектор ВВС РККА, помощник начальника Генштаба по ВВСЯ. В.Смушкевич.

17 июня 1941 г. арестован К. М.Гусев — генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Дальневосточного фронта.
19 июня 1941 г. арестован генерал-лейтенант авиации П. А.Алексеев, 1888 г. р., начальник Главного управления авиационного снабжения РККА, затем — помощник начальника ВВС Приволжского ВО.
24 июня 1941 г. арестован генерал армии, заместитель наркома обороны (до этого — начальник Генштаба РККА) К. А.Мерецков, который ранее решением Политбюро был назначен представителем верховного командования РККА на Северном фронте. 22 июня Мерецков прибыл в Ленинград и в течение всего этого длинного дня руководил войсками округа (фронта), т. к. командующий Северного фронта был на севере — в Мурманске. 23 июня Мерецков был внезапно вызван в Москву и арестован (по одной из версий — прямо в приемной Сталина). В тот же день, 24 июня 1941 г. был арестован и П. В.Рычагов, который с августа 1940 г. был главкомом ВВС РККА.
26 июня 1941 г. арестован Д. А.Ирлин, начальник планового отдела наркомата боеприпасов и Г. А.Толстов, начальник управления снабжения наркомата боеприпасов.

Следующую серию арестов обычно связывают с реакцией Сталина на катастрофический разгром приграничных округов и, впервую очередь, Западного фронта. 26 июня 1941 г. арестован генерал-майор авиации, командующий ВВС Северо-Западного фронта (Прибалтийского ОВО) А. П.Ионов.
27 июня 1941 г. арестован П. С.Володин, 1900 г. р., генерал-майор авиации, кторый с 11 апреля 1941 г. и по день ареста был начальником штаба ВВС РККА. В тот же день, 27 июня 1941 г. арестованы генерал-лейтенант авиации И. И.Проскуров, помощник главкома ВВС по авиации дальнего действия. На момент ареста — командующий ВВС 7-й армии и Е. С.Птухин, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Юго-Западного фронта (Киевского ОВО).
28 июня 1941 г. арестован генерал-лейтенант авиации Ф. К.Арженухин — начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС.
8 июля 1941 г. арестован А. И.Таюрский, генерал-майор авиации. Заместитель командующего ВВС Западного фронта (Западного ОВО), после гибели командующего ВВС фронта вступил в исполнение его обязанностей.

12 июля 1941 г. арестован генерал-майор авиации Н. А.Ласкин — начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта.
В начале июля 1941 г. (с 4.07 по 10.07) была арестована большая группа генералов из состава командования Западного и Северо-Западного фронтов (командующий Западного фронта Павлов, начальник штаба Климовских, начальник связи фронта Григорьев, начальник артиллерии фронта Клич, командующий 4-й армии Западного фронта Коробков, командир 14-го мехкорпуса Оборин, начальник штаба Северо-Западного фронта Кленов).
При этом, в «обвинительной справке» командиры ВВС западных округов Ионов, Птухин, Таюрский и Ласкин «уличаются показаниями» расстрелянных в 1937–38 годах Белова, Урицкого, Бергольца, Уборевича, — так же, как и арестованные до 22 июня авиационные генералы. Им вменяется в вину «участие в право-троцкистском заговоре», шпионаж в пользу почти уже несуществующей Франции, «вредительство в аэродромном строительстве». Завербовались в «шпионы» они кто в 1938, а кто (Птухин) и в 1935 году…
Много неясного и в обстоятельствах самоубийства генерал-майора И. И.Копец — командующего ВВС Западного фронта, который 22 июня 1941 г. застрелился в своем служебном кабинете.

Итоги работы, проведенной «чекистами» — арестованы: заместитель наркома обороны, бывший начальник Генштаба РККА (Мерецков); нарком вооружений (Ванников); нарком боеприпасов (Сергеев); трое бывших командующих ВВС Красной Армии (Локтионов, Смушкевич, Рычагов); начальник Главного управления ПВО СССР (Штерн); помощник главкома ВВС по авиации дальнего действия (Проскуров); начальник штаба ВВС РККА и его заместитель (Володин и Юсупов); командующий ВВС Дальневосточного фронта (Гусев); заместитель командующего ВВС Ленинградского ВО (Левин); начальник штаба Северо-Западного фронта (Кленов); командующий ВВС Северо-Западного фронта (Ионов); командующий и начальник штаба Западного фронта (Павлов и Климовских); командующий ВВС Западного фронта (Таюрский); командующий ВВС и начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта (Птухин и Ласкин); командующий ВВС Московского ВО (Пумпур); помощник командующего ВВС Орловского ВО (Шахт); помощник командующего ВВС Приволжского ВО (Алексеев); начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС (Арженухин); начальник НИИ ВВС (Филин); начальник НИП авиационных вооружений (Шевченко).

Список, разумеется, далеко не полный. Были еще десятки других командиров, инженеров, управленцев, которые были арестованы в рамках «дела авиаторов» и не только. При этом одновременно с ним раскручивалось грандиозное дело об «антисоветском заговоре» и в Главном артиллерийском управлении РККА (были арестован и расстреляны заместитель начальника управления генерал-майоров Г. К.Савченко, его заместители, конструкторы артиллерийских систем).
Сталин помиловал двух обреченных: Ванникова и Мерецкова. 20 июля прямо из тюремной камеры на рабочее место вернули Ванникова. Председатель ГКО Сталин лично написал бумагу: «ГКО удостоверяет, что товарищ Ванников Борис Львович был временно подвергнут аресту органами НКВД, как это выяснено теперь, по недоразумению, что т. Ванников считается в настоящее время полностью реабилитированным. Т.Ванников Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР назначен заместителем наркома вооружения и по распоряжению ГКО должен немедленно приступить к работе в качестве заместителя наркома вооружения».

Чуть позже Ванникова назначили наркомом боеприпасов СССР. Когда наступило время создать «боеприпас» небывалой разрушительной силы — атомную, а затем и водородную бомбу, то поручили это дело именно Ванникову, ранее арестованному «как это выяснено теперь, по недоразумению» органами НКВД. Ванников с заданием справился, довел дело до испытания «боеприпаса» мощностью в 50 мегатонн и стал трижды Героем Соцтруда.
В начале сентября 1941 г. освободили Мерецкова и сразу назначили представителем Ставки ВГК на Северо-Западном и Карельском фронтах, затем — командующим 7-й отдельной армией. После пыток в подвалах НКГБ здоровье Мерецкова было сильно подорвано (говорят, заботливый Сталин даже позволял ему докладывать сидя)…
Всех остальных, кто выдержал и дожил до расстрела, расстреляли в «четыре захода». 22 июля 1941 г., ровно через месяц после начала войны, — Павлова и его сослуживцев. 16 октября 1941 г. — остальных армейских генералов, арестованных в июле. 28 октября, уже безо всякого приговора, после «эвакуации» аппарата НКВД из Москвы в Куйбышев, на окраине «запасной столицы» расстреляли Локтионова, Штерна, Арженухина, Рычагова, Смушкевича, Проскурова, Савченко, Володина.

Судьба самой большой группы арестованных была решена 29 января 1942 г. Сталин начертал на докладной записке наркома НКВД Берия: «Расстрелять всех поименованных в списке».
13 февраля 1942 г. Особое совещание НКВД СССР оформило постановление о казни. Молодых, 30-40-летних генералов, записавшихся в партию большевиков-ленинцев в возрасте 18-20 лет, расстреляли 23 февраля 1942 года. В день Красной Армии. За что, зачем?!.. Возможно, это только отголоски тех. чрезвычайных мер для ликвидации отставания в авиационной промышленности — так называемые «оргвыводы»?
Что происходило в предвоенном Бердянске, удалось ли немцам найти то, что они искали? Или все это всего лишь «плод воображения»?.. Вопросов больше, чем ответов. Это — область белых пятен в истории СССР. А в этом тумане — точкой на карте — город Бердянск (Осипенко), со своими «скелетами в шкафу», заводами-призраками, непростыми судьбами жителей провинциального городка осенью 1941 года. Следы на песке...
Константин ЗАВЬЯЛОВ
moygorodbrd.blogspot.com