Sat08192017

Last update11:50:40 AM GMT

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel
Back ИСТОРИЯ КАТАЛОГ: ИСТОРИЯ БЕРДЯНСК Восточный проспект (Пролетарский проспект)

Восточный проспект (Пролетарский проспект)

  • PDF

Восточный проспект был восточной границей города, отделявшей его от предместий – Немецкой колонии и Матросской слободки. В ХІХ веке Восточный проспект начинался от Воронцовской улицы (ул. Комунаров), и был он широким (занимал территорию вплоть до Немецкой слободки), с двумя проезжими грунтовыми дорогами. Их разделял бульвар, засаженный акациями.

Свое первое название проспект, как и многие другие улицы, сменил в 1921 году. С тех пор он стал называться Пролетарским проспектом: «из тех соображений, что данный участок накаплен революционными фактами, не заклеймен, а населен исключительно пролетарским элементом». В начале 1960-х годов левая сторона проспекта была названа улицей Гагарина, а сам проспект существенно удлинился «забравшись» на гору.

 

К началу проспекта с его левой стороны выходил городской сад. Сад этот был заложен в 1835 году лично генерал-губернатором Воронцовым, который собственноручно разбил места для деревьев. Бердянцы называли городской сад по-разному: то Казенный, то Гефсиманский. Занимал сад 12 десятин, брал начало от Восточного проспекта и простирался до реки Берда, занимая в ширину район от кромки горы до дренажного канала, выводившего дождевую воду из Собачей Балки в сторону лиманов (ныне ул. Рудневой). В 1865 году сад полностью пришел в упадок и запустение, начал погибать. Основная часть сада была распродана частным лицам под дачи. Современем от сада остался небольшой участок, засаженный в основном дубовыми деревьями, сохранились деревянные скамьи и беседки. В центре сада находилась эстрада, на которой в праздничные и выходные дни играл духовой оркестр. Однако суровой и холодной зимой 1921 года сад был полностью вырублен жителями, и с тех пор не восстанавливался.

На левой стороне проспекта сохранилось здание владельца механической мельницы Позамонтирова. В 1895 году немецкий колонист Шрейдер открыл на левой стороне Восточного проспекта небольшой чугунолитейный и механический завод. После смерти отца, в 1908 году сыновья Шрейдера продали завод Горохову и Янценцу. Компаньоны назвали свое предприятие Азово-Черноморский завод. В 1915 году они продали завод Петроградскому акционерному обществу. Завод закрылся к 1920 году, во время революции. Однако во второй половине 1920-х годов началось возрождение предприятия. С 1946 года Азово-Черноморский завод начал выпускать дорожную технику, и был переименован в «Дормаш». Такое имя он носит и сегодня. В 1989 году завершилось долгожданное строительство железнодорожной линии Чаплино-Пологи-Бердянск. С решением вопроса о строительстве железной дороги к Бердянску Восточный проспект поменял свой облик. Исчезает бульвар, на месте которого прокладывают железнодорожное полотно. Строительством всех коммуникаций занимается инженер-архитектор Григорий Иванович Панафутин, ведется строительство паровозного депо, складских помещений. После строительства железнодорожной станции с правой стороны Восточного проспекта были построены дома для железнодорожников. Примером таких домов являются здания № 152 и № 156.

На пересечении Восточного проспекта и Вознесенской улицы (ул. Шевченко) стояла Покровская церковь, построена она была в 1865 году. Это был самый высокий храм в Бердянске, архитектором его был Александр Вайэнкамп, а подрядчиками строительства Михаил и Иван Соловьевы. Церковь была разрушена в 1938 году последней из всех в городе, жители как могли отстаивали её. Предлогом для разрушения стала необходимость кирпича на строительство школы, жители хотели собрать деньги на кирпич, однако и это не спасло Покровскую церковь. Привлекают внимание два необычных здания расположенные на левой стороне проспекта, это здания мусульманской мечети. Среди первых жителей Бердянска были также мусульмане, как иностранного, так и российского подданства.

Привлекает своим архитектурным своеобразием двухэтажный дом № 168, однако не сохранилось ни каких сведений о его первоначальном предназначении. Дома № 109 и № 111 относятся к постройкам железнодорожной станции «Бердянск». В центре Привокзальной площади находится красивейшее здание железнодорожного вокзала, построенное по проекту архитектора Г.И. Панафутина. Напротив железнодорожного вокзала находилось одноэтажное здание санатория для железнодорожников, разрушено оно было во время Великой Отечественной войны. На месте санатория в 1950-е годы был построен жилой дом № 208, территория перед ним была благоустроена и присоединена к Привокзальной площади.

Мост, расположенный с левой стороны Восточного проспекта, был возведен вскоре после строительства станции «Бердянск» еще до революции. В народе он именуется «Горбатым». Предназначался мост для того, чтобы пешеходы и транспорт не пересекали пути, а проходили над ним. Заканчивался Восточный проспект у моря. На пересечении проспекта с Приморской и Набережной улицами бердянский купец Иван Литягин основал в 1866 году один из крупнейших в губернии салотопенный завод и бойню. При строительстве железной дороги завод стал мешать, и в 1912 году его полностью снесли. В начале ХХ века здесь же разместились керосиновые склады братьев Нобель, а позже, вплоть до 1970-х годов, здесь была нефтебаза. Восточный проспект был сильно разрушен в годы оккупации. Однако в облике нынешнего проспекта сохранились следы былых эпох, и здания, дошедшие до наших дней, своей красотой и необыкновенностью живое тому подтверждение.

НОВОСТИ БЕРДЯНСКА

Лента новостей всех порталов города.

INFO. В ЯБЛОЧКО!

Агентство новостей INFO. Бердянск.

МОДНЫЙ КИОСК

Сайты, скидки, объявления и фото.

Город Запорожье

Организации, товары и услуги города Запорожья. Путеводитель

BERDYANSK.NET

Городской сервер интернет-провайдера "Поинт".